Работа над визуальными эффектами фильма Interstellar привела к научному открытию

Про этот фильм уже не раз писали на d3 и для многих любителей научной фантастики это один из самых ожидаемых фильмов года. Создатели попытались создать один из самых научно обоснованных фантастических фильмов. Брат Кристофера Нолана Джонатан, который является основным автором сценария, ходил на курсы по теории относительности в Калифорнийский технологический институт. Более того, небезысвестный всем любителям популярной физики профессор Кип Торн работает в команде не просто в качестве консультанта и сценариста, а является исполнительным продюсером фильма. А недавно создатели фильма рассказали, как работа на визуальными эффектами черной дыры, занимающей центральное место в сюжете, привела в научному открытию — оказалось, что вокруг типичной черной дыры должен существовать аккреционный диск, хотя и не совсем такой, который формируется вокруг некоторых планет и звезд.

Теперь Кип Торн говорит, что после работы над этим фильмом он опубликует как минимум две работы в научных журналах.
bon4ester: Веб–трафик будет в него входить, а выходить (пользователю показываться) не будет? Это такой способ не дать пользователю скачать ДРУГОЙ браузер?
michail_oblepok: выходить будет. дело в том что интернетные флуктуации порождают пару виртуальных постов — годноты и тупака. горизонт событий будет разделять пару, годнота будет проваливаться внутрь, а тупак будет излучаться в интернет. таким образом один бит тупака будет занимать одну квадратную планковскую длину горизонта — и со временем тупак заполнит интернет. но это произойдёт только после того как будет поглощён весь реликтовый тупак.

вот например реликтовый тупак с длиной волны в 1,9 мм

michail_oblepok: В него не только трафик, но и ресурсы процессора и оперативная память проваливаются как в бездну.
zbogoen: Это человек, который пишет настолько охуенные научные посты, что мне хочется купить ему бассейн с виски.
Paut: Спаивают учёных, а потом удивляются что Марс не освоен.
Paut: ему легко писать, он же с человеками из будущего общается.
bon4ester: sly2m тихонько на цыпочках™ заходит в пост
bon4ester: а цыпочки у человека где? То–то же.
Кажется, об этом явлении я когда–то читал в "Энциклопедическом словаре юного астронома".
samopavel: Собственно, вот оно:
Наиболее сильно эффекты проявляются тогда, когда черная дыра входит в состав двойной звездной системы (см. Рентгеновская астрономия), в которой одна звезда — яркий гигант, а второй компонент — черная дыра. В этом случае газ из оболочки звезды–гиганта течет к черной дыре, закручивается вокруг нее, образуя диск. Слои газа в диске трутся друг о друга, по спиральным орбитам медленно приближаются к черной дыре и в конце концов падают в нее. Но еще до этого падения у границы черной дыры газ разогревается трением до температуры в миллионы градусов и излучает в рентгеновском диапазоне (см. Электромагнитное излучение небесных тел). По этому рентгеновскому излучению астрономы пытаются обнаружить черные дыры в двойных звездных системах.
1980–й год.
samopavel: насколько я понимаю, в эффекте, найденном Торном, не участвует вещество от окружающих черную дыру объектов. Аккреционный диск будет наблюдаться и у дыры, которая находится далеко от любого галактического материала. Это особым образом преломляется свет от звезд, находящихся позади от дыры по отношению к наблюдетелю. Таким образом, положение этого диска относительно черной дыры не зависит от положения наблюдателя, и "поворачивается" по отношению к нему с каждым перемещением.
Kolt: я не так понял. Вроде бы, аккреционный диск (виден на картинке с торца, похож на кольца Сатурна) действительно физически существует вокруг дыры. А вот свечение у «полюсов» — это следствие гравитационного преломления излучения той части диска, которая находится за дырой.

Ну и аккреционный диск — это по определению материал, падающий на массивное тело, а не какой–то визуальный эффект.

Открыли, похоже, именно оптическую иллюзию. Хотя, картинки довольно странные: физически существующий диск должен быть значительно ярче фантомной части. А еще тут не видно гравитационного красного смещения (но в таких деталях я не разбираюсь, может и не должно быть его).
gregory: Как я понял, они в процессе работы над фильмом создали новый трассировщик лучей, в котором проводятся не прямые лучи от глаз наблюдателя до обьекта, а искривленные. В результате получилось красиво и научно.
thatstoomuch: а что такое "трассировщик лучей"?
gregory: Возможно дело в том, что с торца (по центру) диск излучает узкой полоской, а сверху и снизу видимого кольца своей плоской частью, которая больше по площади. Поэтому фантомная часть может быть ярче, чем вам кажется. Но это только предположения, надо садиться и считать или моделировать.
gregory: вполне возможно, что именно так и есть. Хотелось бы прочитать комментарии тех, кто в этом разбирается: это просто реклама или на самом деле что–то новое?
gregory: А еще тут не видно гравитационного красного смещения
Ну так–то оно в рентгене, а они вроде в оптическом диапазоне фильм снимают.
olddays, gregory: Кто из вас красным пишет, ребята?
samopavel: Видать я, какой рентген — радио же. Они же про сверхмассивную ЧД?
olddays: А вы у Ивана Грозного спросите. Большой спец по рентгену был.
olddays: Вообще, должен быть и рентген. Джеты ведь состоят из гамма и рентгена, часть лучей должно отклоняться на наблюдателя.
samopavel: конечно, только никто до этого не пытался визуализировать гравитационное линзирование в непосредственной близости от черной дыры. Опять же, я не пытаюсь защитить никакую теорию, более того, время выхода этой новости, прямо перед премьерой фильма, недвусмысленно намекает на её маркетиноговую направленность, но мне кажется, что такая популяризация науки заслуживает уважения, даже если научная ценность не является слишком большой.
Kolt: Я просто пытаюсь разобраться — это действительно что–то новое или хорошо подзабытое старое?
Kolt: Когда то давно, лет 5–7 назад я смотрел ТВ передачу, с Гордоном кажется. Там он пригласил маститого астро–физика и некого самородка–любителя астрофизики из деревни который своим умом допытывался до неких вещей и задавал астрофизику каверзные вопросы.
Так вот это явление — существование "нимба" вокруг любой черной дыры от света преломленных звезд — было абсолютно точно предсказано этим самородком. Кстати астрофизик по моему вообще недопетрил о чем ему талдычил самородок (хотя даже я это понял), и весьма раздраженно начал втирать про гравитационные линзы и всякие кресты эйнштейна.
Так что Кипу Торну надо бы дать ссылку в своих статьях на передачу Гордона.
SmileFox: по закону Уйского сейчас должны появиться: запись передачи с Гордоном, маститый астрофизик, который внезапно уже 10 лет на Дёти сидит, ну и самородок конечно же
bon4ester: Да, тут наблюдается действие закона неизбежного увеличения энтропии.
Трехмерность стремится упроститься до двумерности (недаром возникает плоскость эклиптики), а затем и до одномерности в виде последнего луча, испускаемого черной 0–мерной дырой, то есть точкой. Смерть неизбежна.
Да, я тоже заметил, что у фильма Interstellar пошла дикая, бешеная реклама по всем социальным сетям. Сам туда не хожу, но не удивлюсь, если узнаю, что во всяких девочковых пабликах вконтакта и фейсбучка сейчас гуляет обсуждение подробностей очередного романа исполнительницы главной роли, с обязательным указанием, что это главная актриса фильма Interstellar, который выходит в кинотеатрах в этом месяце. У фильмов Нолана вообще сумасшедшие бюджеты на продвижение его блокбастеров.

Не, я сам очень люблю Нолана как режиссера. У него действительно крутые фильмы, я по многим писал развернутые рецензии в своем ЖЖ. Но это не умаляет факта, что и при выходе фильмов про Бетмена, и при выходе Инсепшена в медиа и в социальных сетях просто какая–то вакханалия начиналась. Потому что рекламный бюджет у блокбастеров чуть ли не выше съемочного.

А теперь, так как фильм типа космически–фантастический, тут же найдут кучу "научных сенсаций". Ах, великое дело! Нашли аккреционный диск вокруг черной дыры!

То, что вокруг черной дыры должны существовать аккреционные диски было известно еще тогда, когда сами черные дыры не обнаружили, т.е. уже лет 80. Может быть они нашли какие–то особые, уличные аккреционные диски, о которых не было известно ранее? Но в новости этого нет. Есть только информационный (см. рекламный) шум вокруг выхода фильма.

P.S. А сам фильм жду и собираюсь сходить. Вне зависимости от раздуваемой рекламной шумихи.
sly2m: две чашки Петри этому господину
vanessa: Упетриваю.
Рекламная индустрия давно прохавала все эти штучки с саморепликацией горяченьких пирожков в социальных сетях и интернет–медиа.
Когда выходит новый афон из каждого мусорного ведра вещают кучу тупых "новостей" а–ля "батарея модненького айфона взорвалась прямо в руках бомжа собравшего деньги на покупку на краудфандинге на испытание айфона на 10 ударов молотком, но в последний момент укравшего прелесть у больного синдромом дауна".
sly2m: рекламируете свою жэжэшечку?
appendix: Вот из–за таких мудаков как вы, Лёша, здесь не задержался один из лучших русскоязычных блоггеров САШП samsebeskazal — ЖЖ его основная площадка, за это его раз за разом клевали безмозглые борцы за нравственную чистоту дерти, он сперва отшучивался, а потом плюнул и ушёл.
А я вам сейчас ещё подкину:
при работе процедурного физического генератора звёздных систем Elite: Dangerous, который создавал галактику, начиная с состояния "пыль", во–первых, появилось много интересных вещей типа парных звёзд и специфичных скоплений астероидов, существование которых уже наблюдали, но и возникло некоторое количество штук (типа специфичных конфигураций звёздных систем), которые еще пока не наблюдались, но теоретически возможны.
Будет крайне интересно, если наличие подобных особенностей подтвердится.
Разве что открыл какие–то особенные свойства этого диска, про то, что аккреция на черные дыры существует, кажется, знали с самого начала. И сдается мне это вообще один из способов находить черные дыры — поиск рентгеновского излучения аккреционного диска вокруг невидимого компактного объекта.
Насколько я понимаю, это ключевая картинка для объяснения сути происходящего. Горизонтальная полоса на КДПВ — это собственно, сам аккреционный диск. Нимб вокруг чёрной дыры — обратная сторона этого диска, которая становится видна благодаря гравитационному линзированию. Создатели фильма разработали сложную математическую модель, на её основе написали хитрый трассировщик лучей который всё это визуализировал. Я ничего не упустил?
Да это же реклама
Такие вещи, как "научно обоснованное", заставляют мой мозг возбуждаться.
И голые сиськи.
а ткните носом, где на д3 много раз писали про этот фильм?
Ждем, очень ждем этот фильм.

Этому меня учили еще в 1993ом году.
aregjan: типичный аккреционный диск