Астероиды и мы

часть I
Опасность столкновения с большим астероидом интуитивно понятна и весьма заезженна. Однако за нагромождением шаблонов, благодаря новым игрушкам астрономов стремительно развивается новое понимание этой теме, о чем я и хочу рассказать.

Импакт

Моделирование атмосферного взрыва Тунгусского метиорита. Современные оценки дают мощность этого импакта в 5..15 мегатонн.

Импактом называется попадание астероида (в принципе любого размера) в Землю, с последующим выделением кинетической его энергии в атмосфере или на поверхности. Чем мельче импакт по энергии, тем чаще он происходит. Энергия импакта является хорошим способом определить опасно ли космическое тело для земли или нет. Первый такой порог — это где–то 100 килотонн тротилового эквивалента энерговыделения, когда прилетающий астероид (который по входу в атмосферу начинает именоваться метеоритом) перестает ограничиваться попаданием в ютьюб, а начинает приносить беды. Примером такого порогового события является челябинский метеорит 2013 года — небольшое тело характерными размерами 15...20 метров и массой ~10 тысяч тонн своей ударной волной нанесло повреждений на миллиард рублей и ранило (осколками стекла) ~1600 человек.

Подборка видео падения Челябинского метеорита.

Однако челябинский метеорит целился очень хорошо, да и в целом не особо нарушил жизнь даже Челябинска, не говоря уже о всей Земле. Вероятность случайного попадания в густонаселенную территорию при столкновении с нашей планетой составляет порядка нескольких процентов, поэтому реальный порог опасных объектов начинается с мощности в 1000 раз больше — порядка сотен мегатонн, характерной энергии импакта для тел калибра 140–170 метров.

В отличие от ядерного оружия, энерговыделение метеоритов более размазано в пространстве и времени, поэтому слегка менее смертоностно. На фото — взрыв ядерной установки Ivy Mike, 10 мегатонн.
Такой метеор имеет радиус поражения в сотню километров, и удачно приземлившись, может прекратить многие миллионы жизней. Разумеется в космосе есть камни и побольше размером — 500 метровый астероид устроит региональную катастрофу, затронув местность в тысячах километров от места своего падения, полуторакилометровому под силу стереть жизнь с четверти поверхности планеты, а 10 километровый устроит новое массовое вымирание и точно уничтожит цивилизацию.

Теперь, когда мы откалибровали уровень Армагеддона от размера, можно перейти к науке.

Околоземные астероиды

Импактором может, понятно, стать только тот астероид, орбита которого в будущем пересечет траекторию Земли. Проблема в том, что сначала такой астероид надо увидеть, затем измерить его траекторию с достаточной точностью и промоделировать ее в будущее. До 80–х годов количество известных астероидов, которые пересекали орбиту Земли исчислялось десятками, и ни один из них не представлял опасности (не проходил ближе 7,5 млн километров от орбиты Земли при моделировании динамики, скажем, на 1000 лет вперед). Поэтому изучение астероидной опасности в основном сосредотачивалось на вероятностном расчете — сколько тел размером более 140 метров может быть на пересекающих Землю орбитах? Как часто происходят импакты? Опасность оценивалась вероятностно “в следующем десятилетии получить импакт мощностью больше 100 мегатонн составляет 10^–5”, но вероятность не означает, что мы не получим глобальную катастрофу уже завтра.
Расчет вероятной частоты импактов в зависимости от энергии. По вертикальной оси частота «случаев в год», по горизонтальной — мощность импакта в килотоннах. Горизонтальные полоски — допуски на величину. Красные отметки — наблюдения реальных импактов с ошибкой
Однако качественный и количественный рост приводит к быстрому росту количества обнаруженных околоземных объектов. Появление в 90х ПЗС матриц на телескопах (которые подняли их чувствительность на 1–1,5 порядка) и одновременно автоматических алгоритмов обработки изображений ночного неба привело к росту темпа обнаружения астероидов (в т.ч. околоземных) на два порядка на рубеже веков.
Прекрасная анимация обнаружения и движения астероидов с 1970 по 2015 год. Околоземные астероиды обозначены красным. Обратите внимание на начало использования с середины 90х годов ПЗС–матриц и компьютеров для обнаружения астероидов.

В 1998–1999 в строй вступает проект LINEAR — два телескопа–робота апертурой всего в 1 метр, снабженные всего 5–мегапиксельной (позже вы поймете, откуда “всего”) матрицей, с задачей обнаружений как можно большего количества астероидов и комет, в т.ч. околоземных. Это был не первый проект подобной направленности (на пару лет раньше был еще достаточно успешный NEAT), но первый, специально спроектированный для этой задачи. Телескоп отличали следующие особенности, которые затем станут стандартом:

Специальная астрономическая матрица ПЗС, с обратной засветкой пикселя, увеличившая ее квантовую эффективность (количество зарегистрированных падающих фотонов) до почти до 100%, против 30% у стандартных не астрономических.

Широкоугольный телескоп, позволяющих за ночь снимать очень большую поверхность неба.

Частный каденс — телескоп за ночь 5 раз фотографировал один и тот же участок неба с разрывом в 28 минут и повторял эту процедуру через две недели. Экспозиция кадра при этом составляла всего 10 секунд, после чего телескоп переходил на следующее поле.

Специальные алгоритмы, которые вычитали из кадра звезды по каталогу (это было новшество) и искали движущиеся группы пикселей с определенными угловыми скоростями.

Оригинальный снимок (сложение 5 экспозиций с каденсом 28 минут) телескопа LINEAR и после обработки алгоритмом. Красный кружок — околоземный астероид, желтые кружки — астероиды главного пояса.
Один из двух метровых телескопов LINEAR, расположенный в White Sands, штат Нью Мексико.
LINEAR станет звездой первой величины астероидного поиска, обнаружив за 12 следующих лет 230 тысяч астероидов и в том числе 2300 пересекающих орбиту Земли. Благодаря еще одному проекту MPC ( Minor Planet Center ) информация по найденным кандидатам в астероиды распространяется по разным обсерваториям для доп измерений орбит. В 2000–х в строй вступает похожий автоматизированный обзор неба Catalina (который будет больше нацелен на поиск именно околоземных объектов, и будет находить их сотнями в год).
Количество обнаруженных разными проектами околоземных астероидов по годам
Постепенно оценки вероятности Армагеддона вообще начинают уступать оценкам вероятности смерти от конкретного астероида. Среди сначала сотен, а затем тысяч околоземных астероидов выделяется примерно 10% чьи орбиты проходят ближе 0,05 астрономических единиц от орбиты Земли (примерно 7,5 млн км), при этом размер астероида должен превышать размер 100–150 метров (абсолютную звездную величину тела солнечной системы H>22 ).

В конце 2004 НАСА рассказало миру о том, что обнаруженный в начале года астероид Апофис 99942 с вероятностью 1 к 233 попадет в Землю в 2029 году. Астероид, по современным измерениям имеет диаметр около 330 метров и оценочную массу в 40 миллионов тонн, что дает примерно 800 мегатонн энергии взрыва.
Радарное изображение астероида Апофис. Измерение траектории радаром в обсерватории Аресибо позволило уточнить орбиту и исключить вероятность столкновения с Землей.
Вероятность

Однако на примере Апофиса всплыла та самая вероятность конкретного тела стать импактором. Зная орбиту астероида с конечной точностью и интегрируя его траекторию опять же с конечной точностью, к моменту потенциального столкновения можно оценить только эллипс, в который придется, скажем, 95% возможных траекторий. По мере уточнения параметров орбиты Апофиса эллипс уменьшался, пока из него окончательно не выпала планета Земля, и теперь известно, что 13 апреля 2029 года астероид пройдет на расстоянии не менее 31200 км от поверхности Земли (но опять же, это ближайший край эллипса ошибки).
Иллюстрация того, как сжималась трубка возможных орбит астероида Апофис в моменте возможного столкновения по мере уточнения параметров орбиты. В итоге Земля оказалась не затронута.
Еще одна интересная иллюстрация по Апофису — рассчет возможных точек столкновения (с учетом неопределенности) для столкновения в 2036 году. Видно, кстати, что траектория проходила рядом с местом падения Тунгусского метеорита.
Кстати, для быстрой оценки сравнительной опасности околоземных астероидов было разработано две шкалы — простая Туринская и более сложная Палермская. Туринская просто перемножает вероятность столкновения и размер оцениваемого тела, назначая ему значение от 0 до 10 (так, Апофис на пике вероятности столкновения имел 4 балла), а Палермская вычисляет логарифм соотношения вероятности импакта конкретного тела с фоновой вероятностью импакта такой энергии от сегодня до момента возможного столкновения.
При этом положительные значения по Палермской шкале означают, что одно единственное тело становиться более значимым потенциальным источником катастрофы, чем все остальные — открытые и неоткрытые вместе взятые. Еще один важный момент Палермской шкалы — это применяемая свертка вероятности импакта и его энергии, дающие довольно контринтуитивную кривую степени риска от размера астероида — да, 100 метровые камни вроде не способны причинять значимый ущерб, но их много и выпадают они относительно часто, в целом неся большее количество потенциальных жертв, чем 1,5 километровые “убийцы цивилизаций”.

Однако вернемся к истории обнаружения околоземных астероидов и средин них потенциально опасных объектов. В 2010 году в строй вступил первый телескоп системы Pan–STARRS, с сверхширокопольным телескопом апертурой 1,8 метра, оборудованный матрицей в 1400 мегапикселей!
Фотография галактики Андромеда с телескопа Pan–STARRS 1, позволяющая оценить его широкоугольность. Для сравнения в поле врисована полная луна и цветными квадратиками — «обычное» поле зрения больших астрономических телескопов.
В отличие от LINEAR он делает 30 секундные снимки с глубиной обзора в 22 зв. величины (т.е. мог обнаружить астероид размером 100–150 метров на расстоянии в 1 астрономическую единицу, против километрового предела на таком расстоянии для LINEAR), а высокопроизводительный сервер (1480 ядер и 2,5 петабайта жестких дисков) превращает снятые каждую ночь 10 терабайт в список транзиентных явлений. Тут надо отметить, что основное предназначение Pan–STARRS не поиск околоземных объектов, а звездная и галактическая астрономия — поиск изменений на небе, например далеких сверхновых, или катастрофических событий в тесных двойных системах. Однако в этом телескопе–бредне за год обнаруживались и сотни новых околоземных астероидов.
Серверная Pan–STARRS. Вообще говоря, фото аж 2012 года, сегодня проект довольно сильно расширился, добавлен второй телескоп, строится еще два.
Необходимо упомянуть и еще одну миссию — космический телескоп НАСА WISE и его продление NEOWISE. Этот аппарат делал снимки в далеком инфракрасном диапазоне, обнаруживая астероиды по их ИК свечению. Вообще говоря, изначально он был нацелен на поиск астероидов за орбитой Нептуна — объектов пояса Койпера, рассеянного диска и коричневых карликов, но в миссии–продлении, после того, как в телескопе закончился хладагент, и его температура стала слишком велика для первоначальной задачи, этим телескопом было найдено порядка 200 околоземных тел.

В итоге, за последние 30 лет количество известных околоземных астероидов выросло с ~50 до 15000. Из них на сегодня 1763 занесены в список потенциально опасных объектов, из которых ни один не имеет оценок больше 0 по Туринской и Палермской шкалам.

Много астероидов
Много это или мало? После миссии NEOWISE NASA сделала переоценку модельного количества астероидов так:
Здесь на картинке закрашенным изображены известные околоземные астероиды (не только опасные объекты), контурами — оценка существующих, но пока не найденных. Ситуация на 2012 год.
Сейчас оценки доли обнаруженных астероидов делаются через модельный синтез популяции и расчет видимости тел этой популяции с Земли. Такой подход позволяет хорошо оценить долю обнаруженных тел не только через экстраполяцию функции «размер–количество тел», но и с учетом видимости.
Красная и черная кривая — модельные оценки количества тел разных размеров на околоземных орбитах. Синие и зеленые пунктирные линии — обнаруженное количество.
Черная кривая из предыдущей картинки в табличной форме
Здесь в таблице размеры астероидов приведены в единицах H — абсолютных звездных величин для объектов солнечной системы. Грубый пересчет в размеры производится по этой формуле и из него можно сделать вывод, что нам известно больше 90% околоземных объектов размером больше 500 метров и примерно половина размером с Апофис. Для тел от 100 до 150 метров известно всего около 35%.

Однако, можно вспомнить, что жалких 30 лет назад известно было около 0,1% опасных объектов, так что прогресс впечатляет.
Еще одна оценка доли обнаруженный астероидов в зависимости от размера. Для тел размером в 100 метров сегодня детектированно несколько процентов об общего количества.
Однако это не конец истории. Сегодня в Чили сооружается телескоп LSST — еще один обзорный телескоп–монстр, который будет вооружен 8 метровой оптикой и 3,2 гигапиксельной камерой. За несколько лет, начиная с 2020, сняв примерно 50 петабайт (вообще девиз проекта «превращая небеса в базу данных) снимков LSST, должен обнаружить ~100,000 околоземных астероидов, определив орбиты почти 100% тел опасных размеров. Кстати, кроме астероидов телескоп должен выдать еще несколько миллиардов объектов и событий, а та самая база данных в итоге должна составить 30 триллионов строк, что представляет определенную сложность для современных СУБД.
Для выполнения своей задачи LSST имеет очень необычную оптическую схему, где третье зеркало помещено в центр первого.
Охлаждаемая до –110 градусов Цельсия 3,2 гигапиксельная камера с зрачком 63 см — рабочий инструмент LSST.
Человечество спасено? Не совсем. Есть класс камней, находящихся на внутренних по отношению к Земле орбитах в резонансе 1:1, которые очень сложно увидеть с Земли, есть долгопериодические кометы — обычно относительно крупные тела, обладающие очень высокими по отношению к Земле скоростями (т.е. потенциально очень мощные импакторы), которые мы можем сегодня заметить за не более, чем 2–3 года до столкновения. Однако, фактически, впервые за последние три века, с тех пор, как родилась идея столкновения Земли с небесным телом, через несколько лет мы будем иметь базу данных траекторий подавляющего количества несущих Земле опасных тел.

Во второй части мы поговорим по методы отклонения астероидов с опасных траекторий.

Взято у меня в жж.
tnenergy
Опубликовано на science
Впечатлило видео с обнаружением астероидов. Вокруг нашего домика такая жесть.
tortuga: И после этого они еще вычеркивают Плутон из списка планет, потому что он не расчистил окрестности вокруг своей орбиты от других небесных тел. После этого видео надо и Землю из списка планет вычеркивать. У нас только одна планета — Юпитер!
Спасибо. Для меня, неспециалиста — исчерпывающе. А когда прилетит планета Нибиру?
Спасибо!
Жду 2ой части.
Пока что кажется что особых методов нет, особенно против комет.
RCanywhere: Завтра будет вторая часть. методов напридумывали несколько десятков, я отобрал 9.
Каменюка влетевшая в атмосферу — метеор, а не метеорит. Последний — это упавшее на поверхность планеты вещество метеора. Как то вроде так.
На видео собнаружением австероидов...
Что за вспышки в 74 и 77? И что за вспышка по касательной к земле в 2010?
Brunor: Касательно орбите Земли в 2010 — это работа космического инфракрасного телескопа WISE. А 74 и 77 скорее всего паломарские программы поиска малых тел — с 60х по 80 год проводили раз в 2–3 года специальные сеансы наблюдений, очень много тел находили.
Шикаааарный пост! Который раз!
Спасибо!
"через несколько лет мы будем иметь базу данных траекторий подавляющего количества несущих Земле опасных тел" или не будем. С ненулевой вероятностью.
iangel: Хотелось бы какого–то обоснования. А то люди парятся, моделируют количество околоземных тел, энергию импактов, я статьи пишу, объясняющие происходящее, а iangel такой "фигня это все".
tnenergy: эээ, не надо обижаться! Я вовсе не спорил с Вами! (Видите, не только на "Вы", но еще и с Большой буквы!) Хотел просто немного разбавить Ваш позитив в конце отличной статьи, тем, что опасность все равно остается, даже не смотря на огромный прогресс по учету астероидов и подобных им тел.
То есть "БАЦ!" и нет больше никакой базы данных. Вместе с телами. Нашими.
Но надо надеяться, что обойдется. Хотя с каждым безопасно прошедшим днем, вероятность столкновения становится только выше. Не так ли?
iangel: Хотя с каждым безопасно прошедшим днем, вероятность столкновения становится только выше. Не так ли?

Неа. Следите за руками:

1. Находя околоземные объекты мы вычитаем их из некого конечного общего их количества (очевидно). Общее количества (для тел >100 метров оцениваемое в ~100,000) — это то, что кладется в базис оценки вероятности импакта. Если мы узнали орбиты 99,999 из 100,000 потенциально опасных тел, то вероятность получить импакт упадет в 100000 раз, как не странно.
2. Но ведь ничего не изменилось на небе, как так, спросите вы? А вот так. Теперь у нас нет размазанной вероятности, есть конкретные даты, в которых есть сближения тел — они детерминированы. А вероятностные методы останутся для неоткрытого ансамбля — ну например долгопериодических комет.
tnenergy: Я исхожу из того, что в среднем каждые 30 млн. лет происходит "вымирание". Последнее было 39 млн. лет назад. Это значит, что вероятность очередного "вымирания" с каждым днем всё выше.
Аналог: в год происходит в среднем 5 авиакатастроф. Если уже случилось 5 катастроф в этом году, то вероятность попасть в катастрофу гораздо ниже.
iangel: После выпадания десять раз "красное" на рулетке, вероятность выпадения "черное" выше, так?
Grayplastik: ну конечно! Ведь вероятность выпадения каждого цвета 50% минус зеро. С каждым выпадением красного, вероятность черного возрастает. Просто потому что их выпадения должны случиться одинаковое количество раз. Но это не исключает, что может выпасть красное 100 раз подряд. И даже 1000 раз подряд.
Кстати, это отлично помогает при игре в карты. Например в покер или тысячу. Если у вас несколько раздач подряд не было хорошей комбинации, то вероятность приходя хороших карт выше обычной. Только надо не забывать о том, что может случиться и 100 подряд плохих раздач.
iangel: Прекрасно, просто прекрасно.
Мне, кстати, очень импонирует ваша уверенность.
iangel: Нифига. Если броски независимые, то выпадение на монете последовательностей 1111110 и 1111111 при условии 111111 равновероятно. На рулетке тоже самое, а само зеро составляет чистую прибыль рулетчика, при прочих честных–идеальных.
Стоит добавить важную вещь.
На данный момент вся техника, которая используется для нахождения астероидов, орбита которых, возможно, пересекает орбиту Земли, настроена именно на крупные объекты. Так, например, не так давно (года 2 назад) за 4 дня до подлета к Земле был обнаружен астероид, который бы не уничтожил цивилизацию, но откинул бы человечество в развитии на века. Выжили миллиарды, но они остались бы без технологий, промышленности, производства. Изменился бы климат, а отсутствие техники, удобрений не позволили собрать урожай. Здравствуй, каннибализм и рабовладельческий строй.
Kit_Palmer:
>На данный момент вся техника, которая используется для нахождения астероидов, орбита которых, возможно, пересекает орбиту Земли, настроена именно на крупные объекты.

Она не "настроена", у нее возможности такие, что околоземные объекты мельче 1 км мы видим не всегда, а только в удачных конфигурациях. Но 50 лет мы не видели ни в каких конфигурациях и независимо от размера. А после запуска LSST мы будем знать траектории 99% опасных астероидов.

>Так, например, не так давно (года 2 назад) за 4 дня до подлета к Земле был обнаружен астероид, который бы не уничтожил цивилизацию, но откинул бы человечество

Речь наверное про 2015 TB145. Однако "подлет к земле" — это сближение до 9,6 млн километров. На таком удалении Земля занимает ~1/1000000 часть площади, ометываемой радиус–вектором.
tnenergy:
>Она не "настроена", у нее возможности такие,
Спасибо за исправление. Разумеется, возможности на данный момент такие.

>Речь наверное про 2015 TB145.
Я точно не помню, но что–то вроде 2009 DD45, сравнимый с Тунгусским метеоритом. Вики пишет, что НАСА по финансовым причинам не следит вообще за астероидами меньше 140 метров. А теперь представим падение такого метеорита на крупный город. Для сравнение, Челябинский метеорит — 17 метров — 0.5 мегатонн.
Мы получим сотню Хиросим.
Kit_Palmer:
>2009 DD45

Ну во–первых он обнаружен не 2, а почти 8 лет назад, а во вторых — точно бы никак не повлиял на цивилизацию.

>Вики пишет, что НАСА по финансовым причинам не следит вообще за астероидами меньше 140 метров.

Я вроде ясно изложил, что такие астероиды не способны причинить значимый вред цивилизации, поэтому пока НАСА занимается всем, что крупнее. Но уже есть проекты, вычерпывающие 90% камней крупнее 30 метров и почти 100% крупнее 100 метров (NEOCam)

>Мы получим сотню Хиросим.

Сотня хиросим — это 2 мегатонны. Испытывались бомбы и покрупнее, цивилизация на месте.
Ролик завораживающий, хочется продолжения, но с happy end(ом)
Эпическая паста. А что ссылку–то на свое жж не даете?
А по теме ваших ядерных аналогий — объясните темному, почему при энергии 500кТ в случае Челябинска у людей остались целы глаза, а при энергии в 20кТ в начале сороковых прошлого века — не осталось даже людей? Очень это ваше повествование портит. Я–бы на вашем месте позабыл про ядерные аналогии, ибо нифига они метеоритным реалиям не соответствуют.
shadows_and_dust: А что ссылку–то на свое жж не даете?

Ну да, это я маху дал...

>А по теме ваших ядерных аналогий — объясните темному, почему при энергии 500кТ в случае Челябинска у людей остались целы глаза, а при энергии в 20кТ в начале сороковых прошлого века — не осталось даже людей?

Наверное потому что высота подрыва ЯВУ в Хиросиме 600 метров, а челябинского метеора — 30 км (закон обратных квадратов), и у метеора меньше мощность энерговыделения, а значит пиковое давление в ударной волне.
tnenergy: Фигня с этим вашим наверное. Вы просто этого не считали.
Эту песню с ядерным взрывом проходили и опровергли 50 лет назад, когда тунгусский метеорит исследовали. Читайте Зоткина, Цикулина, почитайте Бронштена. Прочитайте внимательно Попову 2013 в сайнс. Там все написано — что, как и почему. Потому–что механизмы разные: у челябинского метеора — продолжительное сверхзвуковое горение в атмосфере и давление пропорционально светимости за счет банального горения, а у ядерной бомбы — наносекундный импульс давления за счет расширения сгустка плазмы. И фокусировки наземных разрушений оттуда–же — у ядерной бомбы по сфере, у метеорита — по бабочке. Грех не знать работ 50–летней давности, если уж метеоритами занимаетесь. И нифига это с ядерным взрывом не связано, просто традиционно такие большие энергии в килотоннах измеряют, потому–что в эргах сильно большие числа получаются, с килотоннами просто удобнее м привычнее. Но эти килотонны не значат, что там есть хоть какая–то аналогия с ядерным взрывом, увы — это сказка для школьников.
shadows_and_dust: это позволяет неспециалисту хоть как–то сориентироваться. А иначе что в эргах, что в попугаях — нифига непонятно. А так скажут — 10 взрывов как в Хиросиме — ну и хоть как–то можно представить.
shadows_and_dust:
>Грех не знать работ 50–летней давности, если уж метеоритами занимаетесь.

Я не занимаюсь метеоритами, с чего вы взяли? Логика повествования требует какой–то привязки. Так–то мне интересны здесь исключительно телескопы–роботы, но кто будет читать просто про телескопы, все контекста?

>Но эти килотонны не значат, что там есть хоть какая–то аналогия с ядерным взрывом

Совсем–совсем нет? Ударная волна, тепловое воздействие — это не аналогия с ядерным взрывом? Механизм энерговыделения другой? Да никто и не спорит. Конечные формы энергии похожи? По мне — так да, хотя, конечно есть и отличия.

А главное, что 1 тератонна обладает примерно одинаковым разрушительным воздействием, что от бомбы, что от импакта.

>Прочитайте внимательно Попову 2013 в сайнс.

А вот вы знаете фамилию Boslough? Вот его я читал.
tnenergy: А, Brown и компания. Знаю.
Вот вам цитата Бослоу:
We show that a widely referenced technique of estimating airburst damage does not reproduce the observations, and that the mathematical relations based on the effects of nuclear weapons—almost always used with this technique—overestimate blast damage.
doi:10.1038/nature12741
Перевожу: модель ядерного взрыва при оценке ожидаемых разрушений от болида всегда переоценивает реальные разрушения.

Наслаждайтесь спором с Бослоу, в частности его картинкой 2а в этой статье, если мне не верите. И воздействия разные, и считаются по–разному. Цилиндрическая волна, про которую они там говорят — это и есть модель Цикулина 60х годов, про которую я уже говорил.
shadows_and_dust: Дык я согласен с Бослоу и в общем–то его мысли излагаю "В отличие от ядерного оружия, энерговыделение метеоритов более размазано в пространстве и времени, поэтому слегка менее смертоностно."

>Это вам по поводу: "1 тератонна обладает примерно одинаковым разрушительным воздействием, что от бомбы, что от импакта"

Ну, вы понимаете, что при попадании в центр Европы качественно нет разницы, останется целой Финляндия и Португалия или нет? (как раз разница между разрушительной силой ЯВУ и метеоров). Почему вы считаете, что я должен был педалировать разницу между ядерным оружием и астероидами в своей статье? Напишите свою, про конкретику этого явления, а я с удовольствием почитаю.
tnenergy:
Энерговыделение метеоритов не может быть размазано: метеорит — это камень, который уже лежит на земле.
А из эффектов болидов — их реально только три — продолжительная световая вспышка, связанная с горением (а не с ионзиацией, как у ядерного взрыва), ударная волна, связанная с фокусировкой от сверхзвукового источника звука (как у сверхзвукового самолета, а не с резким скачком давления при взрыве, как у бомбы), и метеоритная пыль (это работы Горькавого). И все они считаются совсем по другим формулам, чем при взрыве. А у ядерного взрыва этих поражающих факторов — целый зоопарк, и все смертоносные — проникающая радиация, хим.заражение, радиоационное заражение.

А написать не проблема, читайте
shadows_and_dust:
>Энерговыделение метеоритов не может быть размазано: метеорит — это камень

Ок, хорошо, я понял, правильные термины — это важно.

>продолжительная световая вспышка, связанная с горением

Горением? Как может гореть оливин или пироксен — это окислы?

>а не с резким скачком давления при взрыве, как у бомбы

Резкий скачать давления при взрыве у бомбы происходит, когда мягкий рентген (основной вид первичной энергии) ионизирует атмосферу вокруг, разогревая ее. Давление в нем пропорционально возрастает и сбрасывается в виде ударной волны.

Летящий метеор ровно так же разогревает некий объем атмосферы как в ударных волнах, так и напрямую — кинетически. Принципиально я вижу тут две разницы: объем, в котором происходит разогрев метеором гораздо больше, площадь изотермической поверхности еще больше, чем у бомбы. И второе — в случае ЯВУ весь процесс прогрева атмосферного шара занимает от долей миллисекунды до миллисекунды, а в случае метеора — секунды.

tnenergy:
Ну, насчет горения это я погорячился и использовал неправильный термин, конечно это просто перегрев и сопутствующие эффекты, типа фазового перехода.

Но по поводу бомб — еще раз повторю свое мнение, что паражающие факторы у метеорита и ядерного заряда разные, а значит и сравнивать их не имеет смысла, даже качественно.
Если вы не согласны — приведите пример, при котором люди получили (или получат) лучевую болезнь при падении метеорита, приведите массу и расчетную энергию такого метеорита, и сравните эту энергию с соответствующим ядреным устройством, вызвавшим аналогичные повреждения,
и будем считать — вы меня убедили что метеорит может быть эквивалентен ядерному заряду.
shadows_and_dust: основные факторы первого момента — ударная волна и там и там. У ЯВ еще световая вспышка, но там расстояние не велико.
shadows_and_dust:

Вы>Но по поводу бомб — еще раз повторю свое мнение, что поражающие факторы у метеорита и ядерного заряда разные

Я>Разумеется, качественно картина поражающих эффектов для той же мощности получается другая. Но это всего лишь означает, что для гибели Х людей метеор должен быть в k раз больше энергией, чем ЯВУ, не более того.

Так что пожалуй, откланяюсь.